01:58 ... |
Я могу смотреть на цветок, облако или птицу в полёте, без центра, без слова – слова, которое создаёт мысль. Могу ли я смотреть без слова на любую проблему – проблему страха, проблему удовольствия? Потому что слово создаёт, несёт мысль, а мысль – это память, опыт, удовольствие, а значит, искажающий фактор. Удивительно, но это действительно совсем просто. Из-за того, что это просто, мы и не доверяем этому. Мы хотим, чтобы всё было очень сложно, очень хитроумно, а всё хитроумное покрыто косметикой слов. Если я могу смотреть на цветок бессловесно – а я могу, любой может, если уделит этому достаточно внимания, – разве я не могу смотреть с тем же самым беспристрастным, бессловесным вниманием на проблемы, которые у меня есть? Разве я не могу, будучи в действии, смотреть из безмолвия, которое бессловесно, без машинального придумывания удовольствия и времени? Разве я не могу просто смотреть? Полагаю, в этом суть всего дела – не идти от периферии, что лишь ужасно усложняет жизнь, но смотреть на жизнь, со всеми её сложными проблемами: зарабатывания на жизнь, секса, смерти, страдания, скорби, агонии существования в ужасном одиночестве, –смотреть на всё это без ассоциаций, из безмолвия, то есть – без центра, без слова, порождающего реакцию мысли, которая есть память и, следовательно, время. Полагаю, это настоящая задача, настоящая проблема: может ли ум смотреть на жизнь, как на непосредственное действие, а не как на идею и потом действие; и исключить конфликт вообще? Лондон, 6-й публичный диалог, 09 мая 1965 г. Собрание текстов, т. XV, стр. 143 |
|
Всего комментариев: 0 | |