20:19
Почему мы в основе своей так эгоистичны?
Вопрос: Почему мы в основе своей так эгоистичны? Мы можем стараться изо всех сил не показывать эгоизма в своем поведении, но когда затронуты наши интересы, мы становимся поглощенными собой и безучастными к интересам других людей.

Джидду Кришнамурти: Я думаю, очень важно никого не называть ни эгоистом, ни человеком, лишенным эгоизма, потому что слова оказывают на ум необычайное влияние. Назовите человека эгоистом, и он обречен; назовите профессором, и в вашем отношении к нему что-то изменится; назовите его махатмой, и сейчас же вокруг него появится сияние. Проследите за своими реакциями, и вы увидите, что такие слова, как "юрист", "бизнесмен", "губернатор", "слуга", "любовь", "Бог" обладают странным воздействием на ваши нервы, равно как и на ваш ум. Слова, определяющие какую-то особую функцию, вызывают чувство положения; поэтому прежде всего необходимо освободиться от этой бессознательной привычки связывать некоторые чувства с определенными словами, не правда ли? Ваш ум, в силу обусловленности, думает, что понятие "эгоистичный" представляет собой нечто очень дурное, не духовное; и в тот момент, когда мы применяем такой термин по отношению к чему-то, ваш ум осуждает данное явление. И потому, когда мы задаем этот вопрос: "Почему мы в основе своей эгоистичны?", в нем уже имеется осуждение.

Очень важно осознавать, что некоторые слова вызывают нервную, эмоциональную или интеллектуальную реакцию одобрения или осуждения. Например, когда вы называете себя ревнивым, вы уже сразу препятствуете проникновению во всю проблему ревности. Точно так же есть субъекты, которые утверждают, что трудятся для всеобщего братства, - и вот, хотя все их поступки противоречат братству, люди не видят этого факта, поскольку слово "братство" имеет для них особое значение, и они убеждены уже одним этим словом.

Люди прекращают всякое дальнейшее исследование - и поэтому никогда не выясняют, в чем состоит факт, независимо от тех неврологических или эмоциональных реакций, которые вызывает данное слово.

Поэтому, прежде всего необходимо произвести опыт и установить, можете ли вы смотреть на факты без осуждающего или похвального смысла, связанного с некоторыми словами. Если вы можете смотреть на факты без чувства осуждения или одобрения, вы найдете, что в самом процессе рассматривания имеет место растворение всех преград, которые ум воздвиг между собой и фактами.

Понаблюдайте только за тем, как вы подходите к человеку, которого люди называют великим. Слова "великий человек" уже повисли на вас; к тому же газеты, книги, последователи - все говорят, что этот человек велик, и ваш ум согласен с этим. Или же вы становитесь на противоположную точку зрения и говорите: "Как это глупо; этот человек не велик!" В то время, как если бы вы сумели отделить свой ум от всяческих влияний и просто взглянуть на факты, тогда вы нашли бы, что ваш оказался совсем иным. Подобным же образом слова "деревенский житель" ассоциируются с нищетой, грязью, запущенностью и так далее - и влияют на ваше мышление. Но когда ум освободится от влияний, когда он не осуждает и не одобряет, а просто смотрит, наблюдает, тогда он не поглощен собой - и тогда не существует более проблемы эгоизма, старающегося не быть эгоистичным.
Категория: Джидду Кришнамурти | Просмотров: 179 | Добавил: arina | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]